ТАНЦУЮЩИЕ ЛИНИИ



Я помню как-то в Индии , я увидела наброски танцующих фигур, сделанные художником и исполнителем стиля катхак Раджем Рагхавом. Эти работы меня очаровали! С тех пор я думаю, что это отдельное искусство - рисовать танец... Думаю, для художника необходим особый настрой на рабочий процесс, другого рода включённость... Радж Рагхав представлял свои работы под красивым и точным названием: "Танцующие линии".

Я попросила несколько знакомых и близких мне людей поделиться мыслями на тему: как же это – рисовать танец? Что чувствует и видит художник? Необходимы ли особые навыки, чтобы суметь запечатлеть движение?

Наталья Раденская
Мария Лазарева
"Запечатлеть мгновенье"
Живопись – это то, что мне близко. Танец – это, то что внутри меня. Мне всегда было интересно соединить эти два вида искусства. Но возможно ли запечатлеть танец?

Живопись тем и прекрасна, что может, казалось бы, на статичном объекте (холст, бумага и пр.) изобразить движение. Кажется, что это очень сложно. Мне интересно рассказать о движении на примере набросков.
Наброски делаются с разными целями. Делая набросок, художник ставит перед собой определенную задачу. Задачи могут быть разными: размещение объекта в листе, композиция, соотношение пропорций, светотень, прорисовка отдельных элементов и др. Основная задача, которая стоит перед художником, изображающего танец, - показать движение. Интересно, как эту задачу можно решить и что необходимо для этого сделать.

Мария Лазарева
Делая наброски, мы часто их довольно подробно прорисовываем, тщательно прорабатываем детали. Я не считаю, что это плохо или неправильно. Детали также важны, особенно в индийском танце: как приятно рассматривать яркие наряды, цветы в волосах, сценический макияж, украшения, браслеты, гунгхру. Все эти элементы очень интересны, и я не вижу ничего плохого в том, чтобы художник позволил себе заострить на них свое внимание. Однако это лишь форма, это внешняя оболочка. Это лишь одна составляющая танца.
Главным в танце является настроение, энергетика, настрой танцора, эмоции, движение. Каким средством можно передать это на бумаге? Есть художники, работающие пятном, есть те, кто работает линией. Мне хочется рассказать поподробнее о
последнем. Настоящий дух танца можно показать всего одной линией. Всего одна линия способна отразить богатейший мир танца. Одна линия может оказаться произведением искусства. Она может быть изящной, грациозной, она может быть плавной и мягкой. Она может быть острой и жесткой, резкой и агрессивной. Она может быть уверенной, а может быть робкой. У линии есть свой характер, своя форма, свой цвет. Линией можно показать направление, взмах руки, гордо поднятую или опущенную в смущении голову, кружение от эйфории или гнева. Тело человека – это тоже линии. Индийский классический танец тоже состоит из линий: прямые, волнообразные, угловатые. Линия – это инструмент, единый для этих двух искусств, поэтому этим инструментом и проще работать. Линия – это движение, а движение – это энергия. Энергия – это дыхание. Дыхание человека и дыхание танца.

Кажется, что достигнуть целостного образа на бумаге одной линией очень сложно. Но это не так. Изображая внутреннюю сущность, надо уйти от всего внешнего. Надо просто почувствовать. Почувствовать музыку, которая входит внутрь, почувствовать ее ритм, подобный биению сердца, почувствовать ритм танцора, впустить этот ритм в себя, позволить ему заполнить все свое внутреннее пространство.

Надо самому стать танцором, стать ритмом, стать музыкой. Стать танцем. Тогда детали перестанут быть важными, ничто не будет отвлекать, не будут возникать клише о том, что и как нужно рисовать. Позволив ритму войти внутрь себя, мы позволим ему самому рисовать свой танец на бумаге. Это будет не художник, рисующий танец, а танец, рисующий себя. Чтобы соединить два вида искусства, надо пропитаться одним из них и позволить ему воплотиться во втором.
- Мария Лазарева
Светлана Скузоватова
Танец — это хрустальный мир, вобравший в себя не только традиции, но и порывы души.
Индийский танец — это не только красота в ее высшем проявлении, но еще и менталь- ность и духовность, которые исходят из всей философии Востока. Танец в Индии всегда понимался прежде всего, как взаимодействие человека и мироздания, как философия в движении, как инструмент созидания и гармонизации тела и духа. Для художника главное - острота его чувств. Да, именно яркое ощущение, брошенное на полотно каким бы то ни было способом - экспрессивно ли кистью или вдохновенно и нежно тонкой вьющейся линией...Слово "набросок" имеет родство со словом "бросать", то есть "набрасывать" свою идею или сюжет. И он помогает яснее мыслить. Он учит, и он же потом служит выражением внутреннего ощущения, брошенного на бумагу.
Но существуют задачи.

Первая
- укладываться в отведенное время. И самое продуктивное, для развития скорости реакции, - время короткое.

Вторая задача
- чистота линии. Лучше сделать больше рисунков, чем больше линий.

Третья задача
- пропорции. О том, что руки короче ног, а локти и колени не сгибаются только лишь под прямым углом вполне способен уловить глаз человека, для анатомии рано.

Четвертая задача
- пятно, потоки, пластика.

Наконец, пятая задача
- проверка нарисованного согласно главным законам:
- опорные точки,
- оси,
- анатомия.
Несколько сотен набросков вызывают привыкание. Вы уже чувствуете, как растете, у вас складывается почерк, но не все пока удается. Однако, чем больше вы рисуете, тем проще и виртуознее ваши наброски, выполненные за две - три минуты.

Светлана Скузоватова