Наталья Раденская

"ТААЛ или МЕТРОНОМИЧЕСКОЕ биение"

ТААЛ в КАТХАКЕ можно сравнить с ритмом метронома. Особенно, если практика осуществляется под записанную тхеку, нагму (фонограмму) или ELECTRONIC BOX. Я сейчас не говорю о циклах!, я говорю именно о РАВНОМЕРНОСТИ ударов или звуков.
Итак…

Если кто-то из вас занимался под electronic box, то, возможно, вы замечали, что или спешите, или отстаёте от заданного темпа. И, возможно, у вас возникало ощущение, что именно electronic box барахлит. Ведь это же техника! Мало ли что произошло…)

У человека обычно возникает ощущение доверия к внутренним, собственным ритмическим пульсациям и недоверие к внешним. Эта иллюзия возникает в следствие того, что мы привыкаем жить в ритме эмоций и мыслей, которые, задают внутри нас совершенно разные ощущения течения времени: чем приятней происходящее, чем быстрее проносится время и наоборот. Это естественное чувство укореняется в нас с детства, что приводит к тому, что мы рождаем такие фразы: «Как быстро бежит время!» или «Эти пять минут были для меня бесконечными…».

Занимаясь в определённом таале, мы вынуждаем себя держаться в рамках выбранного темпа, тем самым тренируя своё внимание. Для многих – это усилие! Любое усилие делает практику осознанной, тем самым принося невероятную пользу для тренировки способности управления своими состояниями. Как хотите называйте этот контроль: контроль над эмоциями, над энергиями… Это неважно. Вы «уходите» в мир самонаблюдения, чтобы выработать равномерность действия. А значит, ваша практика уже не будет механической. Вы учитесь подчинять своё состояние определённой временнОй градации, гармонизируясь и синхронизируясь с тхекой. Я называю это состояние «быть здесь и сейчас».

Думаю, подобная практика приносит человеку огромную пользу.


Electronic box
Практикуйте ТАТКАР, наблюдайте за совпадением или несовпадением ваших ударов с ритмами тхеки, не прощайте себе даже минимальных несовпадений, добивайтесь чистоты ритмических пауз. В дальнейшем, этот усовершенствованный навык принесёт вам пользу не только в танце, но и в жизни.

Наталья Раденская
ТАЛ. ОСНОВЫ.
ТАЛ (Tal), (часто транслитерируемый как "тала", "таал" или "таала" ("tala", "taal", "taala")) – ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА РИТМА.
Есть утверждение, что ритм фундаментален для создания любой музыкальной системы. Конечно, с исторической точки зрения, ритм существовал за многие века до того, как появилось и было использовано понятие «рага». Учитывая это историческое превосходство, не удивительно, что ритм занимает важное положение в индийской музыке.

Слово ТАЛ буквально обозначает "хлопок". На сегодняшний день, инструмент табла практически полностью вытеснил хлопки в выступлениях, но термин по-прежнему отражает происхождение.

Основные понятия Тала:

ТАЛИ (Tali)– ритмический образец, узор хлопанья.
Каждый tal характеризуется определенной последовательностью и количеством хлопков.

КХАЛИ (Khali)- это взмах руки. Кхали имеет характерную связь с хлопками.

ВИБХАК (Анг) (Vibhag (Ang)) – определённая мера, секция, часть (или такт). Каждый хлопок или взмах руки определяют конкретную секцию или меру. Внутри секции может быть различное число ударов или долей. Чаще используются - 2, 3, 4, или 5 ударов.

МАТРА (Matra) -это удар или доля. Может быть подразделена, если требуется.

БОЛ (Bol) - мнемоническая система, где каждому удару барабана подобран слог (сочетание звуков). Эти слоги известны как bol. Распространено полагать, что слог синонимичен с самим ударом.

ТХЕКА (Theka) – традиционно установленный порядок слогов (bols) и вибхагов (тали и кхали), которые определяют тал.

ЛАЙЯ (Lay, Laya) - это темп. Темп может быть медленным (vilambit), средним (madhya), или быстрым (drut). Дополнительно сверх-медленный может упоминаться как ati-vilambit и сверх-быстрый может упоминаться как ati-drut.

САМ (Sam) - начало цикла. Первый удар любого цикла обычно выделяется, акцентируется.

АВАРТАН (Avartan) - базовый цикл в северной индийской музыке. Цикл составлен из секций (vibhag), которые в свою очередь составлены из ударов (matra).

Перевод - Наталья Раденская.
Источник: http://chandrakantha.com/articles/indian_music/tala.h..