ПАЛЛАБИ ЧАКРАВОРТИ

"Сольное исполнение КАТХАКА пользуется всё меньшей популярностью"


Паллаби Чакраворти, исполнительница катхака и художественный руководитель ансамбля современного танца Courtyard Dancer, недавно опубликовала альтернативную историю катхака. Она общалась с Ромаином Маитра о менее распространенной версии происхождения и последних тенденциях этой танцевальной формы.

Как вы сформулировали свою альтернативную историю катхака?

Я поместила катхак в исторический контекст, переформулировав его как практику куртизанок (the tawaifs, the baijis, и the nautch). Вместо того, чтобы фокусироваться на происхождении гхаран, я начала с XIX века, с выступлений танцовщиц в Бенгалии, с эпицентром в Калькутте. Это наиболее верный отправной пункт для анализа современного катхака. Именно здесь великолепные танцовщицы при королевских дворах были принижены до уровня посредственных танцовщиц по причине иронических поворотов исторических событий.
Есть ли конфликт в понимании между традициями «katha-vachak» у мужчин и традициями nautch и «kotha» у женщин?

Да, конечно есть. Традиция «kathavachak» является очень старой традицией в Северной Индии. Существует общая основная часть устных повествований, жанров песен и особых стихотворных метров, которые формируют общую идею с катхаком, равно как и с другими народными традициями, такими как Раслила. Раджастанские катхаки –являются частью истории катхака, как нам всем известно. Но, с другой стороны, куртизанская традиция обогатила репертуар в областях, которые до сих пор остаются непризнанными. Традиция тхумри, гхазаль, гат-бхав, гат-никас и так далее, определенно принадлежали в равной степени, как женщинам, так и мужчинам. Таким образом, в ответ на ваш вопрос: так как мифологические истории являются составляющей индийской культуры, очень маленькая часть катхака и его куртуазной истории может быть связана непосредственно с традицией kathavachaks.
Расскажите о гибридных формах катхака, которые он приобрел сегодня как в Индии, так и за её пределами на западе.

В Индии мы видели эксперименты соединения катхака с боевым искусством калари (Kalari), йогой, фламенко и театром. Артисты, такие как Дакша Сет, Адити Мангалдас, Шована Нараян, – вот те имена, которые приходят на ум. Когда вы говорите гибридные формы, я должна упомянуть о катхаке в индийском кино, так как танец в фильмах всегда был смешением стилей. На западе есть различные эксперименты с катхаком и степом, бхаратнатьямом, стилем модерн, ганской музыкой, таико (Ghanaian music, Taiko) и фламенко. Пандит Читреш Дас придумал жанр, который называл «катхак йога». Но я просто хочу добавить, что катхак и сам является гибридной формой, так как он соединяет как индуистские, так и исламские элементы.

Как меняется взаимодействие между танцором и катхаком в современной Индии?


Сольная форма исполнения катхака сейчас пользуется меньшей популярностью. Новые танцоры также являются хореографами. Они заинтересованы в инновациях и в групповой работе. Импровизационная природа или упадж (Upaj) находится в состоянии упадка. Также меньше абхинайи в композициях, больший акцент делается на скорости и зрелищности в танце.

Перевод: Наталья Яценко

Оригинал интервью читайте по ссылке:
http://timesofindia.indiatimes.com/interviews/Solo-Ka..