НАТАЛЬЯ РАДЕНСКАЯ
ЭКСПРЕССИЯ В ТАНЦЕ

Мне очень интересно наблюдать за лицами танцовщиков. Это зрелище гораздо более интересное, чем движение тела. Выражение лица на сцене говорит о многом: смущение в то мгновение, когда заученный элемент вдруг вылетает из головы; растерянность и испуг, когда страх перед сценой сильнее, чем желание ее покорить; чрезмерная уверенность в собственном превосходстве, когда кажется, что равных тебе нет; искренняя улыбка, когда радость движения преобладает над всем остальным, когда танец – это вся твоя жизнь.

Но каждый ли танцовщик способен самовыразиться так сильно и убедительно?
Мне часто приходилось работать с танцовщиками, которым при всём их желании, не удавалось добиться эмоциональной наполненности и испытать, танцуя, невероятное эстетическое удовольствие прежде всего самому! Ведь движение освобождает эмоцию, давая ей волю, выход. Движение помогает эмоции свершиться! И в ответ благодарная эмоция дарит телу невероятные ощущения. И невозможность выразить эмоцию или чувство – яркий показатель того, что эта эмоция заморожена в теле в силу определённых обстоятельств или некоего запрета. И акцент именно на этой эмоции во время танца блокирует движение, и это видно, потому что наблюдается некий мышечный спазм.

Наполненный эмоционально танец, танец с волнующей историей, честно экспрессивный танец всегда запоминается, потому что он внедряется в некие глубины, недоступные словам.
- Наталья Раденская
Ведь движение освобождает эмоцию, давая ей волю, выход. Движение помогает эмоции свершиться! И в ответ благодарная эмоция дарит телу невероятные ощущения. И невозможность выразить эмоцию или чувство – яркий показатель того, что эта эмоция заморожена в теле в силу определённых обстоятельств или некоего запрета. И акцент именно на этой эмоции во время танца блокирует движение, и это видно, потому что наблюдается некий мышечный спазм.
Но далеко не все это чувствуют или хотят чувствовать. Что значит эмоционально выразиться? Это значит открыться! А это бывает страшно сделать. Ведь наш своеобразный психологический и телесный «панцирь» иногда срабатывает как защита, и человек привыкает к своей ограниченности и броне. Тогда и танец не поможет. Он просто будет выражать человеческие комплексы, работая в согласии с желанием самого человека…

Я часто думаю об этом… О том, как мы недооцениваем возможности танца, когда мы просто изучаем форму, выносим её на сцену, довольствуясь техникой, зрелищностью и виртуозностью.
Но танец ради формы, это как йога ради фитнеса.

Автор: Наталья Раденская
"Именно благодаря танцу можно пронаблюдать такое явление как внутренне свечение, когда движение провоцирует внутренний огонь, позволяя ему пробиться сквозь плотную оболочку тела. И, когда это происходит, возникает магия… некое трансформирующее, преобразующее пространство и людей действие. Верю в это."
- Наталья Раденская