АДИТИ МАНГАЛДАС

Почему она отказалась от награды академии САНГИТ НАТАК

В современном сценарии каждое оглашение списка лауреатов премии Padma Awards Государственной и Центральной Академии проходит в атмосфере споров. Недавнее объявление премии Sangeet Natak Akademi Awards за 2012 год, вручение которой прошло на церемонии и фестивале в 2013 году, породило настоящие дебаты в мире классического танца, довольно сильно отличающиеся от привычных вопросов, которые возникают во время присуждения премии: заслуживает ли лауреат своей награды или нет. Выдающаяся исполнительница катхака Адити Мангалдас была выбрана для вручения премии SNA Award в категории «креативный и экспериментальный танец». Многие люди, говорит танцовщица, поздравляли её, думая, что она получила награду в категории «Катхак». В этом и есть суть. Адити, ученица гуру Кумудини Лакхии и Бирджу Махараджа, решила отклонить эту почесть, так как она посчитала, что принять награду в любой другой категории, кроме катхака, приравнивалось бы к отрицанию её подхода к классическому танцу в целом, к главному поиску в её жизни.

Адити понадобилось время, чтобы «как следует всё обдумать и решить, как быть» прежде чем формально объявить о своём решении Академии. «Я глубоко уважаю Академию, и я уверена, они долго приходили к своему решению, но вся моя работа – это катхак». Она объясняет: «Я исполнитель катхака, 80% моей работы - в рамках классического репертуара катхака, и только 20% - это то, что я называю современным танцем, основанным на катхаке. Именно здесь я начала ломать структуру стиля катхак».

Также, она считает, что «в контемпорари у меня впереди ещё долгий путь. Именно поэтому, по моему мнению, эта категория (креативный и экспериментальный танец) неверна».

Оригинал фото:
https://gullrock.wordpress.com/category/art/page/5/

Оригинал фото:
http://www.milapfest.com/wp-content/uploads/2014/05/I005crop-588x454.jpeg
Вся полемика меньше связана с ярлыком «контемпорари» и больше со способностью классических исполнителей принять креативность другого исполнителя в рамках традиции. Адити чувствует, что, причислив её работу к категории вне катхака, верхушка государственного органа по классическим видам сценических искусств сигнализирует о том, что исполнитель, который отступает от формата представления и традиций, сложившихся за последние более чем 50 лет, будет считаться отступившим от вида искусства в целом. Она говорит об этом так: «Если вы расширяете лексику катхака, если вы пытаетесь деструктуризировать его, как в моей работе с контемпорари… что ж, простите, мы не считаем то, что вы делаете катхаком».

Она видит катхак «как большой сад со множеством цветов» и ссылается на Кумудини Лакхию, Рохини Бхате и Бирджу Махараджа, трех выдающихся танцоров в стиле катхак и гуру, чьи работы совершенно непохожи между собой и не могут быть укрощены смирительной рубашкой. «Лучше вообще не получить награду, чем быть классифицированной как нечто, чем я не являюсь. Даже в Drishtikon (её компания с постоянной труппой) основная подготовка танцоров - это катхак». Она отмечает, что «очень трудно нарушить структуру формы», добавляя «катхак – это моё зернышко, и я поливаю его процессами, связанными с контемпорари. Я не говорю, что категория «креативность и эксперимент» - это плохая категория».
На её сайте Дриштикона её постановки представлены в категории «традиционный катхак» и «контемпорари катхак». Постановки, относящиеся к первой категории, показываются регулярно. Например, «Uncharted Seas», говорит она, - «была представлена на сцене 25 раз, а моё соло из этой постановки примерно 100 раз в Индии», в то время как контемпорари постановки, такие как «Timeless» были представлены 5-6 раз в Индии и примерно столько же раз за рубежом; а другая работа, «Now is», она смеется, была представлена в Индии всего три раза»! Презентация Адити её классических работ отличается от формата лекций-демонстраций. «Я считаю, что формат лекции-демонстрации – это замечательный формат для тех танцоров, которые умеют с ним работать», - замечает Адити, говоря о том, что она выступала в таком формате в прошлом. Но сейчас, говорит она «я хочу отказаться от него в творческом и оригинальном контексте». Она считает, нет необходимости нагружать аудиторию информацией о технике ритма и структуре. «Я говорю парант, я делаю джугалбанди, но я не говорю «Ab dekhiye, yeh….». Я не имею ничего против тех, кто так делает, но мне необходимо бросать вызов своему мышлению».

Подытоживая, Адити говорит: «Я не стану испытывать неприязнь или завидовать тем танцорам, которые получат эту награду, потому что все они внесли свой вклад. Возможно, некоторые придерживаются старой формы, некоторые обучили множество студентов, некоторые смогли расширить форму…»

Отказываясь от возможности, которую ей хотели предоставить, выбрав лауреатом в единственной «доступной» в тот момент категории, Адити говорит, что никуда не спешит с получением награды в категории «Катхак»: «Меня это устраивает, do saal baad de do, paanch saal baad dedo! (Вы можете дать мне эту награду через два года, пять лет!»)

Перевод: Наталья Яценко
Источник:
http://www.thehindu.com/features/friday-review/dance/..

Оригинал фото:
http://www.thehindu.com/features/friday-review/dance/kathak-exponent-aditi-mangaldas-on-what-spurs-her-to-look-beyond-the-classical-repertoire/article6722761.ece