НАТАЛЬЯ РАДЕНСКАЯ

ТАТКАР – самый УДАРНЫЙ термин катхака


На одном из занятий моя Гуруджи – Прерана Шримали – спросила: «С чего для вас начинается стиль катхак? Что является его корнем?». Мы зависли в раздумьях, но ненадолго. Каждый из нас хотел дать правильный ответ и быстро, поэтому мысли опережали одна другую…
«С истории», - сказала я, оттолкнувшись от дословного понимания слова «катхак». «С прямолинейного положения тела», - сказал кто-то из учеников, «Я думаю, что с вращений», - сказал кто-то третий. Мы все ошиблись, потому что слишком интенсивно думали. Гуруджи, удивившись тому, что никто из нас не увидел очевидного, просто сказала: «Всё начинается с таткара».


Друзья, катхак начинается с таткара.
ТАТКАР – это больше, чем просто звук от удара. Это лакмусовая бумажка на отсутствие или присутствие гармонии в вашем теле или чистой энергии. Ни с чем не спутать!
Пронаблюдайте за собой: что с вами происходит, когда вы делаете таткар. Послушайте себя, поймайте вибрации внутри тела, их интенсивность и направления. Вы откроете то, что сами о себе не знали или не хотели знать.

Таткар ясно отражает как вы вообще ходите, как вы стоите, как взаимодействуете с Землёй.
Если вы отбиваетесь от земли, и всё ваше тело прыгает, то взаимодействия, конечно, никакого нет. Вы спорите! Вы отталкиваете от себя энергию Земли, вместо того, чтобы прильнуть к ней и посекретничать и… да здравствует боль в коленях! Вообще самое страшное для коленей, если они натянуты во время футворка. Колено должно быть мягким, «уступчивым», чтобы дать энергии пройти сквозь него и подняться выше.
А ещё бывает замах. Т.е., вместо того, чтобы приподнять ногу на небольшое расстояние, танцовщик сгибает её в колене, заводя стопу назад, как при ударе с размаху (как футболист). Это также может напоминать то, как мы вытираем ноги о половик. О чём это говорит? Видимо, о том, что прямого контакта нет. Ваш ударный импульс отправляется или назад или вперёд, но никак не вниз, на разговор с поверхностью. Т.е., не хотите или не можете заземляться, чтобы обрести устойчивость. Вас будет пошатывать вперёд-назад. (Возможно, и в жизни также…)
Иногда при таткаре наблюдается покачивание бёдер или их движение вверх-вниз. Т.е. стопа совершенно не расслаблена, весь удар «заводится» бедром, тазовыми мышцами! Не удивляйтесь тогда ощущениям боли в верхней части ноги. Ваша (и наша) задача расслабить, изолировать стопы в процессе работы ног. Хлопок или звонкий шлепок – яркий показатель того, что это удалось сделать.

Очень важно следить за прямолинейностью и расслабленностью всего тела во время таткара. Не допускайте изгиба в пояснице!!! Это может произойти, если вы буквально расслабили тело так, что «сели» в тазовую кость, как в кресло. Расслабить тело, это не значит выйти из состояния тонуса. Держите

тело своим сознанием, т.е. «осознайте» его. Чувствуйте прямолинейность вашей спины, направляйте копчик вниз, а макушку мягко тяните вверх. Боль в пояснице – страшное дело, и таткаром вы можете себе или обеспечить её или, не удивляйтесь!, убрать, если делать всё правильно. Практика таткара – великая танц.терапия!

И всё это я говорю не только вам, друзья, танцовщики, но и себе каждый раз! Каждый раз! Ведь бывает так, что приходишь в класс и тащишь за собой энергетический уличный мусор: весь напряжён, возбуждён и даже агрессивен. В таком состоянии таткар не принесёт никакой пользы, все ваши вибрации будут нарушены во всех смыслах, вы измучаете и себя, и тело, и своего учителя.
Поэтому важен пранам (поклон) в начале занятия и правильный настрой.

Еще один важный момент! Хорошо, если практика таткара совершается только в сопровождении лехры (lahara, lehra) или повторяющейся мелодии, без перкуссии (тхеки). В этом случае танцовщица вырабатывает чёткую внутреннюю пульсацию. Т.е., чтобы верно воспроизводить любые скорости или гуны, вы должны держать внутренний метроном, чувствовать равномерное биение тала, деление на матры или такты. Без тренировки этого чувства сложно импровизировать в дальнейшем или быть предельно ясным в своих ритмических вариациях.
Таткар - это также изучение силы энергии. Стопы генерируют поток энергии, который течёт через все клеточки в мышцы и кости тела, по мере того как тело двигается в такт с энергией. Энергия течёт вверх к вершине разума, растворяя мысль, так как она объединяется с энергией, так воплощается (осознаётся) гармония тела и разума. Именно на этом уровне танец становится йогической практикой.
Пандит Читреш Дас
ТАТКАР. ВАРИАЦИИ АКЦЕНТИРОВАНИЯ УДАРОВ
Друзья, продолжаем наш разговор о практике таткара.
Многие знают, что техника базового футворка в тинтале (Та-тхей-тхей-тат / А-тхей-тхей-тат) различна в лакнау, бенарес, джайпур гхаране. Чаще таткар практикуется в варианте: три удара всей стопой, 4-ый – пяткой (лакнау стиль). В джайпурской гхаране: 1-ый удар делается всей стопой, остальные пятками, но с выдвижением ноги вперёд на 4-ом ударе.

На наших занятиях в Индии (Гуру Прерана Шримали, джайпур гхарана, школа Кундан Лал Гангани) и на многодневном воркшопе Гуру Рохини Бхатте джи весь рисунок таткара мы делали только стопами. Это важно в самом начале обучения, так как именно с отработки шлепка, с правильного положения стопы начинается таткар. Если вы начинаете изучение таткара сразу с определённой комбинации (используя удар стопой и пяткой в разных вариациях), то есть риск, что ваши ноги привыкнут к рисунку и, в дальнейшем, довольно сложно «разорвать» эту схему. Вам потребуется дольше времени, чтобы, например, наработать технику импровизации футворка (если вы вообще к этому стремитесь).
В нашей танц.компании мы часто практикуем таткар, выделяя более сильным шлепком один или несколько ударов внутри рисунка таткара.
Чтобы дальше вам было понятно, поясню, что Та-Тхей-Тхей-Тат / А-Тхей-Тхей-Тат в данном контексте рассматривается как 1-2-3-4 / 5-6-7-8. Начинать лучше по-порядку: делайте таткар с выделением первого удара, затем второго, затем третьего и так далее (на видео всё наглядно показано). Дальше можно делать разные вариации: например, делайте таткар выделяя 1, 3 и 5-ый удары, или 2, 4 и 6-ой. Усложняйте для себя задачи: придумывайте новые и новые вариации выделения разных ударов, например, 1,2, 4, 5… Комбинаций, как вы уже поняли,

TATKAR with different accents.
может быть бесчисленное множество. Эти упражнения «уравнивают» по важности все звуки таткара (в отличие от обычной практики, где слышны только 1-ый и 5-ый удары), вы начинаете чувствовать каждый из них, понимаете важность и красоту акцентирования отдельных ударов, потому что слышите всё новые и новые ритмические рисунки.

Один только таткар в тинтале может быть представлен как отдельный номер. На быстрых скоростях, если вы легко «жонглируете» акцентами это звучит калейдоскопически непредсказуемо и интересно.

Автор: Наталья Раденская