КУМУДИНИ ЛАКХИЯ

«ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ СОВМЕСТИМЫ»


В 1971 году известная классическая танцовщица Кумудини Лакхия заплела свои волосы в простую косу, надела обычное сари и выступила перед живой аудиторией. Несмотря на то, что она была известна в Индии как исполнительница классического индийского танца в стиле катхак, на ней не было ни традиционного сценического макияжа, ни броских украшений. Она также не продемонстрировала традиционной работы ног, «footwork»; вместо этого, её абстрактные движения изображали средних лет жену и мать, столкнувшуюся с противоречием между потребностью в независимости и чувством долга. Для многих в зале, это сольное выступление, названное Duvidha (Дувидха, «внутренний конфликт»), стало поворотным моментом в катхаке. НАЧАЛО НОВОЙ ЭРЫ.

Танец Дувидха был поставлен менее чем десять лет спустя после того, как Лакхия основала Центр танца и музыки Кадамб (Kadamb Center of Dance and Music), расположенную в Ахмедабаде школу, которая проповедовала диалог, а не доминирование.

Кумудини Лакхия
Оригинал фото: http://www.swarthmore.edu/news-events/renowned-dancer-kumudini-lakhia-tradition-and-innovation-are-not-oppositional
«Я обучалась в традиционном стиле, который известен как традиция «ГУРУ-ШИШЬЯ» или «ПАРАМПАРА», - говорит Лакхия, приглашенный профессор Корнелльского университета в 2012 году. «Это обучение один-на-один ученика и учителя, где ученику не разрешалось говорить или задавать вопросы, даже если у него было много-много вопросов. ЭТО СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ, В КОТОРОМ ДОМИНИРУЮТ ПРАВИЛА. После долгих лет такого обучения мой ум был полон вопросов, а моё тело было готово выпрыгнуть из своей кожи. Именно тогда я начала преподавать – не только потому, что я хотела преподавать, но потому что я хотела увидеть форму танца на других телах. Я хотела делать нечто совершенно другое. Я ХОТЕЛА СОЗДАТЬ ЛАБОРАТОРИЮ ДВИЖЕНИЯ. Я хотела, чтобы мне задавали вопросы. Я ХОТЕЛА ДИАЛОГА. Я хотела узнать, что заставляло моих учеников хотеть танцевать. Я хотела увидеть, что я упустила».

Сегодня Лакхия считается первопроходцем индийского контемпорари. Её работы, приведенные в действие – это то, что сейчас известно, как КОНТЕМПОРАРИ КАТХАК, а её постановки являются вехами в хрониках индийского танца, варьируются от постановок контемпорари до некоторых культовых творений в бомбейских фильмах.
Она является обладательницей некоторых из высших гражданских наград в Индии, таких как Sangeet Natak Academy Award, Padma Shri, и Padma Bhusan.

Одним из её самых захватывающих посланий является то, что ДУХ ТРАДИЦИИ и ДРАЙВ ИННОВАЦИЙ – ЭТО НЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ИДЕИ.
«Природа эволюции в изменении и интеграции, и мы играем роль в этой традиции», - говорит она. «Это живая форма искусства. Если мы не принимаем её, форма просто умрёт».

Кумудини Лакхия
Оригинал фото: http://www.milapfest.com/news/dance-india-tutors-2012/
В конце 1940-х Лакхии было 17 лет, когда она отправилась в мировое турне с Рамом Гопалом, мировой сенсацией индийского танца. Она впервые посетила США в 1950 году, когда она выступала в Нью-Йорке, и с тех пор путешествовала по миру как сольная исполнительница и хореограф.

«Чем больше ты видишь мир, тем больше ты хочешь вложить его в свою работу, тем больше ты хочешь заморозить всё, что ты видишь и держаться за это», - говорит Лакхия. «В творчестве нет предела. Чем ближе ты к горизонту, тем дальше он отодвигается. Чем ближе ты к бесконечности, тем дальше она уходит. Творчески мыслящие художники думают постоянно. В их умах столпотворение. Чем больше они видят, тем больше они хотят запечатлеть».

Перевод: Наталья Яценко
Оригинал: http://www.swarthmore.edu/news-events/renowned-dancer..
«Природа эволюции в изменении и интеграции, и мы играем роль в этой традиции. Это живая форма искусства. Если мы не принимаем её, форма просто умрёт».
— Кумудини Лакхия