ИНДИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И 21 ВЕК


4 сентября 2005 года в Вашингтоне проходила очень интересная дискуссия на тему «Как сделать индийский классический танец актуальным для молодежи 21 века». Автор статьи, будучи мужем профессиональной танцовщицы, хорошо разбирается в классическом танце и его проблематике, поэтому данная статья заслуживает доверия.

Так вот эта дискуссия была частью большого мероприятия и поэтому на ней присутствовало много выдающихся представителей индийской танцевальной сферы. Среди них были: доктор Сунил Котхари (уважаемый историк индийского танцевального искусства и критик), Мадхави Мудгал (всемирно известная танцовщица стиля Одисси), Нирупама и Раджендра (необычный танцевальный дуэт, который вознес стиль Катхак на новые уровни), Манджари Синха (уважаемый танцевальный критик), доктор Паллави Чакраворти (антрополог), а модератором дискуссионной группы выступала Кристель Стивенс (американская танцовщица и педагог стилей Бхаратнатьям и Манипури).

Участники дискуссии затронули вопросы традиций и современных веяний в индийском танце, а также тему того, как использовать танец для коммуникации социальных тем.

"Courtyard Dancers" Pallabi Chakravorty- Kathak
Др. ПАЛЛАБИ ЧАКРОВОРТИ, антрополог по профессии, но также опытная танцовщица стиля Катхак, представила видеоролик выступления своего танцевального коллектива "Сourtyard Dancers", в котором катхак использовался как средство донесения до зрителя насущных социальных проблем. Вся художественная постановка была выполнена в мрачных тонах и пронизана тягостным настроением, при этом умелое ритмическое исполнение технических элементов катхака усиливало давящее воздействие на аудиторию. Др. Чакраворти подробно излагала ее собственную борьбу за релевантность классического танцевального искусства для современного зрителя…
Др. СУНИЛ КОТХАРИ представил клип танцевальной группы из Лос-Анджелеса, которая, используя танцевальный стиль катхак, сделала постановку, имитирующую игру в баскетбол. На видео в движениях танцовщиков ясно угадывались раскачивающиеся игровые движения и позы баскетболистов на площадке, но необычно обыгранные ритмической работой ног, которой так славится катхак.
В своей речи др Котхари говорил о возрастающей роли нововведений и направления фьюжн в сохранении актуальности классического танца для молодежи.

МАДХАВИ МУДГАЛ страстно и эмоционально рассказывала о бесконечной красоте и божественной чистоте классического танца. Она также говорила о преданности выбранному пути и тяжелой постоянной работе, которая необходима тому, кто решил научиться классическому танцу.

Sumona Chanda and Sunil Kothari
НИРУПАМА с большим энтузиазмом указывала на необходимость дарить зрителям подлинное счастье посредством танца и «расанабхувам» - умению сливаться в единое целое с аудиторией.

И в завершении цикла презентаций МАНДЖАРИ СИНХА рассказала о ее собственном пути в классическом танце и той радости, которую танец привнес в ее жизнь, как профессионального критика и как исполнителя.

Madhavi Mudgal
После коротких презентаций дискуссия перешла в серию вопросов и ответов с собравшейся аудиторией.

1. Что понимается под релевантностью танца для современной молодежи: "Это актуальность классического танца для студентов, которые обучаются танцевальному искусству, или в целом мера интереса к посещению классических концертов?»
- Актуальность танца должна проявляться и в том, и другом.
Некоторые танцевальные педагоги, которые пришли на обсуждение, отметили, как трудно стало вдохновлять молодых студентов постигать глубины классического танца. Одна из преподавателей даже вспомнила с ностальгией в какой строгой дисциплине проходило ее обучение азам классического танцевального искусства, и что в настоящее время, система Гуру-Шишья утрачивает свою значимость, потому что учителям приходится идти на многочисленные компромиссы со своими учениками, чтобы их не потерять. Она отметила, что именно благодаря такому фундаментальному обучению в юности, она может продолжать танцевать и в преклонном возрасте.

2. "А может ли индийский классический танец быть близким современной молодежи в социальном и духовном аспекте?»
- Эта связь должна строиться прежде всего преподавателями, которые могут наглядно демонстрировать своими учениками ту истинную радость и любовь, которую танец дарит им самим. Одна из студенток Мадхави Мугдал возразила на это, что прежде всего сами ученики должны чувствовать в себе эту связь с искусством: «Эмоции идут от нас самих, из нашего сердца, и им нельзя научить, какой бы хороший преподаватель не был. Чтобы показать искренние эмоции на сцене – необходимо их прочувствовать, а не изобразить лишь мимику». Она говорила о собственном подходе, когда она отходила в угол класса и сначала фокусировалась на той эмоции, которую она хочет показать, а потом пыталась действительно ее испытать.

3. «Если классический танец трансформируется в угоду вкусам современности во что-то совершенно неузнаваемое, то кто будет продолжать богатые классические традиции танца, музыки и литературы, которыми наполнен индийский танец сейчас?"

- Такой вопрос вызвал ответные вопросы у участников дискуссии: "Означает ли модернизация индийского танца его «вестеризацию» (прозападную ориентированность)? Должны ли меняться классические формы танца, чтобы быть интересными современному зрителю? Почему так много молодежи теперь увлекается только Болливудом?» На что одна из студенток Мадхави заметила, что актуальность классического танца меряется его распространенностью и, если по телевизору кто-то видит только Болливуд, то его интерес так и не выйдет за пределы того, что он привык видеть каждый день.
Такое эмоциональное обсуждение заставило ведущую дискуссии Кристель Стивенс вспомнить историю одной известной исполнительницы стиля Бхарат-натьям, которая во время благотворительного концерта для жертв наводнения осознала, что ее танцевальный номер, посвященный богу Кришне и спасению от наводнения под горой Говардхан, не находит отклика у зрителей, которые пострадали от такой же катастрофы и поэтому по ходу концерта она изменила свою программу, чтобы соответствовать ожиданиям аудитории. Мадхави Мугдал отметила на это, что задача танцора увести зрителя от его повседневных проблем в другой мир пока длится танец.

Др Чакраварти не была согласна с четким делением на «традиционное» и «современное». Она говорила, что красота – она прежде всего в глазах исполнителя. А ЧТО ЖЕ ТОГДА ВООБЩЕ КРАСОТА?

Nirupama and Rajendra
Возможно для участников дискуссии красота была связана с изображением счастья, но как много истинной красоты в экспрессии любой эмоции, даже негативной, такой как печаль, гнев, ненависть или даже страх. Когда ты смотришь на танцора, который способен честно передать эмоции, то ты соединяешься с ним на духовном и человеческом уровне, как бы проживая с ним этот момент. Танцор лишь тогда достигает своей цели, когда зрители видят себя самих в меняющихся чертах его лица.

Все согласились с тем, что ТАНЕЦ – тоже ПОДВЕРЖЕН ЭВОЛЮЦИИ и что считается классическим и традиционным сегодня возможно когда-то давно было революционным и новым. Актуальность какой-то темы нельзя навязать обществу – это происходит как часть органического процесса развития.
Мадхави Мудгал добавила, что когда ее гуру-джи, покойный Келучаран Мохапатра стал в 1950-х поднимать танцевальный стиль Одисси, то, то, что он создал, было реконструкцией различных старинных танцевальных традиций, которые существовали еще до Британского завоевания и введения Закона о запрете храмовых танцев. То есть в каком-то смысле, все хореографии и постановки были новыми и современными для того времени, но затем они стали неотъемлемой частью классического стиля Одисси, такого как мы его знаем сейчас. Опять же то, что стало традицией сейчас в свое время могло быть инновационной идеей и интерпретацией классического наследия.

Manjari Sinha
По мнению Др Котхари классический ТАНЕЦ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СПЕКТР, в котором достаточно места танцорам любого толка и любым стилям. Но при этом, если танцор позиционирует себя как «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЦОВЩИК», то неважно какую интерпретацию танца он представляет: традиционную или современную, его обязанность показать ЗНАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА. Все старания по актуализации классического танца напрасны, если за этим нет прочной основы. Основу нельзя размывать в угоду зрителям или модным веяниям, ведь – это фундамент, на котором держится классический танец.
Но в то же время «традиционный классический танцовщик» должен уважать современные веяния и подходы к интерпретации, потому что такие нововведения лишь обогащают спектр классического танца, привнося новые формы и добавляя новые акценты и краски в исполнение танца и тем самым даря нам красоту.
Др Котхари сделала важный комментарий о том, что одним из ключевых факторов, которые влияют на то, что классический танец теряет свою значимость для молодежи сегодня является заурядность. СЛИШКОМ МНОГО СТАЛО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПОСРЕДСТВЕННЫХ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОГРАММ и когда мы –зрители видим на сцене не отточенную слабую технику и безжизненные выражения лиц танцоров, то наше желание поддерживать классический танец просто пропадает.

Послесловие.
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СИЛУ ВДОХНОВЛЯТЬ ЗРИТЕЛЯ.

Танец до тех пор останется актуальным и значимым, пока он сможет вдохновлять. Автор призывает всех преподавателей и исполнителей классического индийского танца продолжать держать высокую планку качества. Будущее индийского классического танца в руках тех, кто его практикует. Через достижение совершенства в танце, у танцора есть сила изменить не только себя, но и своего зрителя. Мы не должны позволить индийскому классическому танцу потерять свою значимость и актуальность.

Перевод: Наталья Малышева
Источник: http://www.narthaki.com/info/reviews/rev293.html