МАНДЖАРИ ЧАТУРВЕДИ

СУФИ-КАТХАК

Традиционное, но современное сегодня.

Танцовщица МАНДЖАРИ ЧАТУРВЕДИ говорит о философии направления, которое развивает, - суфийском катхаке (СУФИ катхак, СУФИЯНА катхак).

СУФИ катхак – недавно возникшая форма искусства, которая ворвалась на сцену традиционного индийского танца. Это результат страстной любви делийской исполнительницы катхака Манджари Чатурдеви к мистицизму суфизма. Суфийский катхак исполняется под аккомпанемент произведений из широкого круга суфийской классической музыки, Кавали (Каввали) (Qawali), Раджастханской, Кашмирской и Иранской суфийской музыки. Ничто из этого ни разу ранее не было частью традиционного выступления в стиле катхак. «Чтобы отделить это направление от его классической формы, я объединила его с божественной искрой суфизма, медитацией в движении, переплетая таким образом индуистскую, и исламскую традиции,» - объясняет Чатурведи. – «В конце концов, СУФИЙСКИЙ КАТХАК – ЭТО ТАНЕЦ ПОКЛОНЕНИЯ Всевышнему и Его любви. Он охватывает широкий спектр от земной романтики индийского фольклора до развёрнутой суфийской образности любви; от возлюбленного из плоти и крови до абстрактного присутствия Бога; от формы к бесформенности».

ФОРМИРОВАНИЕ

Обретя профессиональный статус в катхаке, в Катхак Кендре, она продолжила обучение в Лакхнау. «Мне повезло обрести великолепного гуру в лице Пандита Арджуна Мишры, который обучил меня тонкостям катхака, что позже послужило основой в моей работе с суфийским катхаком. Я тогда не понимала, что это станет делом моей жизни,» - говорит Манджари. В Лахкнау ей раскрылось пение кавали, являющееся неотъемлемой частью северо-индийской культуры, особенно в Лакхнау и Дели. «Строки великих поэтов суфизма и его музыка тронули мою душу. Я понемногу начала танцевать на тексты песен кавали в своих выступлениях. Со временем я познакомилась с суфийскими музыкантами, мыслителями и последователями суфийских святых и попыталась вникнуть в силу философии любви в суфийской поэзии. Кроме того я путешествовала по Центральной Азии, Туркмении, Кыргызстану и Узбекистану, работала с артистами из Таджикистана, Ирана, Турции и Марокко, которые обогатили мои знания о традициях суфизма в этих регионах. Это происходило в течение десятилетий, и суфи катхак формировался как новый стиль», - вспоминает Манджари.
РАЗЛИЧИЯ

Чем же суфийский катхак отличается от традиционного? «Катхак создавался и взращивался в храмовой среде и в первую очередь использовался как проводник к молитве (aradhanа). Он имеет две чётко разделяющиеся ветви – религиозно-храмовую и экзотическую, развлекательную – дарбари катхак (Darbari Kathak). Форма менялась в переходе от древних храмов Северной Индии к царскому двору Авадха. Дарбари катхак, или придворный стиль, был взращён духом культуры Могольского периода. Плавно меняясь, он приобрёл форму, которая процветала при мусульманских дворах. При этом он приобрёл развлекательный характер, отдалившись от первоначального своего смысла быть проводником для верующих,» - размышляет она. Оба стиля очень отличаются друг от друга по репертуару, сопровождающей поэзии и даже по костюму, «но они остаются в русле катхака.
Суфийский катхак также легко отличить по костюму. Сейчас есть три принятых направления в катхаке – храмовый, дарбари и суфи» - улыбается Маджари.

СУФИЗМ И ТАНЕЦ

«Я создавала и творила суфи катхак много лет. Нет никаких исторических подтверждений существования суфийского катхака как понятия. Тем не менее, суфии танцевали у разных суфийских святынь по особым дням. Великий суфийский поэт из Пенджаба Baba Bulleh Shah, говорят, тоже танцевал в экстазе. Считается, что в суфийском наследии традиция танца точно существовала. Есть определённые доказательства, что кружащиеся дервиши Турции были хорошо известными суфийскими танцовщиками. Я глубоко чувствую, что суфи катхак – это не просто механическая танцевальная форма, которую обычным образом может освоить любой; человеку нужно понимать нюансы суфийской мудрости, чтобы успешно его исполнять. Я обучаю студентов, но прежде чем они будут готовы танцевать на сцене, понадобится несколько лет,» - говорит она.

Оригинал фото:
http://picssr.com/photos/21096596@N07/interesting/page5?nsid=21096596@N07

Её тяга к суфи катхаку началась с изумительной суфийской поэзии 13-14 веков. «Они полностью отдавались во власть Бога и их страсть была столь велика, что, выраженная музыкально, она имела силу заставить слушающего плакать. Как хореограф я была вдохновлена ясностью и светом последователей суфийского святого и поэта Руми, которые известны как кружащиеся дервиши». В период, когда Музаффар Али посвящал Манджари в суфийскую мудрость, Кумудини Лакхия учила её тому, что нет ничего неправильного в расширении границ своего восприятия, и вдохновляла её мыслить дальше, за пределами существующего репертуара. Протима Беди была ещё одной мотивирующей силой, но «я покинула Нритьяграм через два дня после её смерти».

Как же отнеслись представители традиционного катхака к суфийскому катхаку? «Поначалу они были настроены скептически, поскольку не знали, чего ожидать. Постепенно, когда аудитория начала принимать новый стиль, другие артисты, включая мэтров, также стали включать суфийские композиции в свои выступления,» - удовлетворённо улыбается она. «Суфийский катхак - нов, потому что не существовал раньше. Но его музыке, поэтической традиции и костюму уже 600-700 лет. Следовательно, суфи катхак – новое явление, крепко укоренённое в традиции», - утверждает она.
КК. Гопалкришнан (SUNDAY MAGAZINE)

Перевод Алина Миронова
Источник: http://www.thehindu.com/todays-paper/tp-features/tp-s..