Наталья Раденская
Шакти Робертс


"МАЙЯ РАО"
Наталья Раденская
Если бы у меня был пульт управления временем, я бы вернулась в те годы жизни в Индии, когда нам был дан шанс видеть и слушать великих мастеров катхака, которые не просто были хорошими учениками, но и смело шли за грань того, чему были обучены. В КК (Катхак Кендре) часто проводились лекции и встречи с такими людьми. У нас не было айфонов или записывающих устройств, чтобы в последствии иметь возможность прокручивать ценную информацию снова и снова. Мы могли полагаться только на свою память. И сейчас я чувствую, что многое забыто из того, что хотелось бы помнить.

Майя Рао
Оригинал фото:http://natyamaya.in/new/Natya_DR_MayaRao.php
Одно из событий, в которое у меня есть непреодолимое желание вернуться – это встреча с танцовщицей МАЙЯ РАО. Я помню день, когда Майя диди приехала в Дели для участия в одном из многочисленных фестивалей. С ней была организована встреча, на которой она много рассказывала о своём творческом пути, своих работах, о поездке в Советский Союз, о своей жизни в Москве и впечатлениях о балете, о привнесении слова «хореография» в свой танцевальный лексикон.

Её было интересно слушать, хотя не все высказывания Майя диди мне тогда понравились, особенно те, что касались нашего балета. Помню, мне всё хотелось поднять руку и выговорить свою точку зрения… Ну, то есть, поспорить с мастером по поводу эстетики движений танца… нашего танца, которую, как мне казалось, она не до конца поняла. Конечно, я этого не сделала. Уверена, что сейчас я бы слушала Майю диди совсем по-другому. Я бы её просто слушала…

Живя в наше время, когда практически всё возможно, когда мы купаемся в информации и можем выбирать, представить себе испытания людей-пионеров довольно сложно.

Истории таких людей являются сильной мотивацией жить не сгибаясь. Майе диди во многом пришлось быть первой: она стала первой женщиной юга, которая изучила стиль катхак, а также была одной из первых, кто применил искусство хореографии к индийскому танцу. Уверена, что ей было не просто…

Историю своей жизни Майя Рао написала в книге "A LifeTime in Choreography: Dr. Maya Rao". Но пока этой книги у меня нет, я попросила свою дорогую Диди, Шакти Робертс, моего первого учителя танца катхак, рассказать о своей Гуру. Шакти диди была ученицей Майя Рао на протяжении многих лет.


Наталья Раденская и Шакти Робертс
Шакти Робертс

Майя Рао
Оригинал фото:https://www.thenewsminute.com/article/remembering-maya-rao-south-india%E2%80%99s-first-kathak-queen-33766
Дорогая Наташа,

Здесь я напишу о моей Гуру Шримати Майе Рао, танцовщице и хореографе катхака.

Когда я начала учиться в Бхаратия Кала Кендре, мне было 13 лет.
Майя диди, ее всегда так и звали "диди", преподавала в младших классах. (До этого с 5 лет я обучалась у Бирджу Махараджа в Сангит Бхарти на Коннот Плэйс) Я присоединилась к ее классу и с тех пор продолжала обучение только у неё. Майя диди была очень образованным человеком и очень сердечным, и любящим. Она была мамой для всех нас. Можно было видеть, как день за днем она совершенствовалась в самых малых нюансах. Она работала с огромным усердием и соблюдала строгую дисциплину.

Майя диди была избрана для обучения мастерству хореографии в Москве и получила стипендию от индийского правительства. Именно благодаря ей, вдохновленная ее примером, я начала изучать русский, и в дальнейшем судьба сложилась так (по Божьей воле), что я приехала преподавать катхак в Москву, в JNCC.

(Помню, Майя диди вспоминала со смехом, как в московском метро ее угощали шоколадками, потому что она была индианкой со смуглой кожей.)

Майя диди имела очень широкое видение катхака и не была ограничена рамками гхаран. Она обучалась у Сундера Прасададжи, у Сохана Лалджи (Джайпур гхарана), и у Шамбху Махараджа (Лакнау гхарана). Она всегда поощряла нас пробовать новое в танце, исследовать.

Однажды она пригласила Гуру Шамбху Махараджа на наше выступление по случаю Холи, и мы танцевали для него. После этого он сказал: "Я буду жить, пока жива Майя".

После возвращения из России Майя диди открыла свой Институт Хореографии на Коннот Плэйс (connaught place, Delhi) - TIVOLI. Ей пришлось столкнуться со множеством профессиональных и личных проблем, но она была твердо настроена продолжать деятельность Института. Мне посчастливилось быть первой девушкой – ученицей института.

Балетные постановки Майи диди были созданы на высшем уровне. Она любила все формы танца, будь то классика, фолк или модерн. Ее глаза сияли, когда она находилась в процессе творчества. А она находилась в нём практически всегда.
Музыку для ее постановок сочиняли Анил Бисвас и Дагар Сахаб. Однажды мы поехали в Калькутту, там жили братья Дагара. Майя диди взяла меня с собой в их дом, и я танцевала Чатуранг, сочиненный Дагаром и спетый им. Для меня это было большой удачей!

Майя диди любила праздновать Сарасвати Пуджу, она продолжала эту традицию, даже когда Институт переехал в Бангалор.

Прежде чем оставить наш мир, Майя диди представила свою последнюю программу "Катхак сквозь века" в Бангалоре и была очень довольна.

Я по-настоящему счастлива, что мне довелось учиться танцу и хореографии у такой Гуру. Диди была прекрасным человеком и Артистом. Да благословит ее Бог, где бы она ни была.

Майя Рао
Оригинал фото:http://www.narthaki.com/ss/mayar.html