Мария Брусникина

«КАТХАК как источник ПОЗИТИВНОГО самоотношения»

Случается, ощутив на себе чудодейственное воздействия чего-либо, в нас загорается желание поделиться этим со всем миром. Но как донести, чтобы тебе поверили, не сводя полученные результаты к единичному, субъективному, а никак не эффекту самого воздействия? Очень часто с данной проблемой сталкиваются в искусстве, которое говорит на символическом языке чувств. Но в современном мире для продвижения метода нужны факты, а ими может нас обеспечить только наука. Так случилось и со мной.
Ощутив на себе волшебную, исцеляющую силу индийского классического танца Катхак, мне стало жаль, что об эффекте его воздействия малоизвестно. Тут мне на помощь пришла психология. Проведя эмпирическое исследование на тему «Динамика самоотношения под воздействием этнического танца у девушек» (на примере индийского танца Катхак) я узнала о том, что любой танец является в первую очередь этническим, т.к. сформирован в определенном этносе и несёт в себе весь универсальный шифр законов природы, единый для всех культур. Но самое главное, я выявила сходные черты у Катхака и таких популярных в психологии направлений, как танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия. Результаты экспериментального исследования (на основе индивидуальных занятий с теми, кто ранее не был знаком с Катхаком) позволяют

мне говорить о том, что данная танцевальная форма приводит к позитивным изменениям таких личностных компонентов как аутосимпатия, самоинтерес, самопонимание, самопринятие, общему повышению самооценки, интеграции и общей гармонизации личности.

Мне сложно быть объективной в вопросе преподавания данной танцевальной формы, но мне повезло, и я сразу встретила первоклассного специалиста – Наталью Раденскую, которая открыла для меня мир танца совершенно с иной стороны. Поэтому полученные мною результаты связаны с одной стороны, с воздействием традиционного знания, а с другой, с авторского подхода к преподаванию самой Натальи. Важно заметить, что она обращает внимание во время занятия на основные механизмы телесно-ориентированной терапии, такие как акцент на осознанность: дыхания, эмоций, движений; снятие мышечных зажимов; повышение устойчивости (заземленность, пребывание «здесь и сейчас»; развитие грации и естественности движения тела (возвращение к своей природе). Именно это позволяет считать Катхак методом телесно-ориентированной психотерапии, тем самым доказывает его целебную психологическую силу.

Автор: Мария Брусникина.