НАТАЛЬЯ РАДЕНСКАЯ

ГУРУ (УЧИТЕЛЬ)
ШИШЬЯ (УЧЕНИК)
ГУРУ (УЧИТЕЛЬ)
У нас с Ашваниджи часто возникают разногласия по поводу некоторых терминов и определений. Но мне всё равно очень нравится беседовать с ним, потому что мы никогда не спорим; мы делимся информацией, и пытаемся понять причину разногласий в наших точках зрения.
По одной из тем мы так и не договорились: КТО ТАКИЕ ГУРУ и кого мы можем, или хотим, или должны называть нашими Гуру.

По версии Ашваниджи Гуру может быть несколько и любого Учителя, который вас хоть чему-то научил, передал вам некий материал, вы должны называть Гуру.
По моей же версии Гуру может быть только один.
Я очень хорошо понимаю и уважаю точку зрения Ашваниджи и принимаю её через призму культурологического аспекта.
Есть прижившиеся социальные нормы, сложившиеся исторически на территории Индии. Они работают в определённом спектре.
Но и даже в Индии, и даже если мне передавали важный и полезный материал, я никого не называла «Гуру», кроме как своего единственного наставника - Прерану Шримали.

Наталья Раденская и её Гуру Прерана Шримали
К другим я с низким поклоном и со сложенным в намаскаре руками чаще всего обращалась: «Namaste, ji…», «Can I ask, ji…», «Woud You like, ji…».
Думаю, я нарушала этикет общения, но у меня просто по-другому не поворачивался язык.

Я создала в голове своё собственное определение значению слова «Гуру». Для меня это не было даже «словом». Это было «ЗВУЧАНИЕ». Это была моя энергетическая волна, возникающая с человеком, которому я безукоризненно доверяла. Я часто думала, что маяков не может быть много на пути следования, и не стоит сбиваться с курса и ориентироваться на другие огни, если ты уже определился с направлением.

И вот я встречаю информацию, которая можно сказать «ГОРЯЧО» к тому, что я думаю.
«Санскритское слово «гуру» происходит от двух корней: «ГУ» — темнота и «РУ» — свет. Как учитель священного знания, он (ГУРУ) рассеивает тьму невежества и ведет своего ученика к просветлению и истине.
Гуру дает нам верное направление, и под его руководством ученик учится вести надлежащий образ жизни. Свободный от ненависти, он посвятил себя поискам истины. Он вложил свои духовные знания в практику. Он не ограничивается только теоретическим уровнем. Он показывает на своем примере то, что он испытал на опыте, и жизнь его соответствует тому, что он проповедует».

Эти слова написаны йогом, и написаны они для тех, кто ищет просветления. И раз так, то и использовать их нужно в этом же значении. А иначе, в чём вообще смысл общения, если мы не задумываемся над тем, что, зачем и кому говорим.

В моём случае я нашла не просто учителя танцев, а проводника с горящим сердцем. Моя Гуру помогала мне чувствовать движение не как форму, а как вибрацию внутри меня. Она раскрывала для меня целый мир и учила жить.
Нам обеим было трудно, так как между нами был громадный культурный барьер, но мы, сами не осознавая этого, шли по йогическому предписанию:
«Гуру и его ученик соединяют свои усилия в достижении духовного знания. Сначала гуру учит своего ученика и выявляет его познания, в то время как ученик познает гуру и предмет своего обучения. Следующая ступень для ученика — продолжительная аскетическая практика — тапас, которая длится до тех пор, пока знание не войдет в кровь и плоть ученика».
Понимаете о чём я?...

И ещё немного из книги:
«Гуру должен быть:
а) чист в своем восприятии и знаниях;
6) постоянен в духовной практике;
в) тверд и полон решимости в достижении знания;
г) свободен от привязанностей к плодам своей деятельности и
д) чист как ведущий учеников к сущности знания.
Он учит их тому, как обращать свои чувства и интеллект внутрь себя, и таким образом они учатся исследовать себя и достигать источника своего существа. Гуру — это мост между индивидуальностью и Богом».

Есть о чём подумать…

ШИШЬЯ (УЧЕНИК)
«Достойный ученик находит своего гуру с благословения Бога»

Вам знакомо, друзья, состояние сработанного внутри триггера? «Щёлк», и вы на мгновение улавливаете вспышку в сознании, похожее на залп света... Безумная ясность заполняет не только ваш мозг, но и ваше тело, и, ещё не поняв до конца всю поступившую или открывшуюся информацию, вы безмолвно кричите: «ДА! ДА! Это оно! ТОЧНО! Теперь я ЗНАЮ!»
Именно так со мной и произошло, когда я впервые увидела выступление Прераны Шримали, моей будущей на тот момент Гуру: я ТОЧНО ЗНАЛА, что, если буду когда-либо заниматься катхаком, то только у неё. Понимаете, я не решила... Я знала! Думаю, это и было благословение. И такие моменты – большая редкость.

Наталья Раденская и её Гуру Прерана Шримали
Я где-то слышала фразу: «Учитель приходит, когда ученик готов». Так и есть. Срабатывает триггер. И вы не ошибётесь, если готовы, но сама готовность может формироваться годами. Думаю, она складывается из твёрдого шага по намеченному пути и, возможно, не одной жизни. Но как понять где ты, на какой ступени? А ведь понимать это – очень важно, и поэтому необходимо анализировать каждый свой шаг.

Мы все притягиваемся к тому и притягиваем то, к чему готовы на данный момент. Это закон, и работает он совершенно. Но, притянувшись, мы, бывает, можем не справиться с поступающей информацией. И вот здесь давайте приостановимся:

«Существуют три категории учеников — неразвитые, среднего уровня и сильные, или высокого уровня. У неразвитых учеников слабый энтузиазм, они чувственны, неустойчивы и малодушны. Им недостает воли, чтобы отбросить свои негативные качества или упорно работать для самореализации.

Второй тип учеников — колеблющийся, равно притягиваемый материальным и духовным мирами, склоняющийся то в одну, то в другую сторону… Ему недостает мужества и решимости непоколебимо продолжать практику. Он нуждается в неотступном руководстве, исправляющем непостоянство его природы, сущность которой известна гуру.

Сильный, или высокого уровня ученик обладает проницательностью, энтузиазмом и отвагой. Он противостоит соблазнам и не колеблется, когда требуется отбросить качества, препятствующие его продвижению к цели. Поэтому он становится уравновешенным, знающим и устойчивым…. Гуру всегда радуется ученику, который в некоторых случаях может превзойти его».

Интересная информация, но хочу дополнить её мыслью, что, если ученик и был неразвит в начале, то в процессе обучения он может стать сильнее. И именно на это должно быть направлено внимание обоих - Учителя и Ученика.
Так что, не так важны категории, как правильно поставленная цель.

И если мы говорим о танце, то какую цель должен поставить перед собой ученик? Ответ на этот вопрос лежит в ответе на другой вопрос: Зачем я танцую? Спросите себя, и ваша цель будет сформирована.
Но спросите себя глубинно: танец не должен восприниматься как нечто отдельное от самого себя.
Помните о соматике!
Каждое движение имеет последствия, и вы – следствие своего танца! Уважайте это искусство. Оно способно сделать вас цельным, уверенным, осознанно живущим свою жизнь человеком. Не недооценивайте танец.

Хочу добавить, что в данном эссе я опираюсь на книгу Айенгара, известного во всём мире йога, и многие могут сказать: «Эта книга написана для людей, изучающих не танец». Да, правильно. Но мне кажется мудрость йоги применима к жизни в любой её конфигурации. Это ядро знания, в котором гораздо меньше шанса наткнуться на противоречия и растеряться.
На этом всё.

PS. Я вроде как уже Учитель, но всё ещё Ученик

Автор: Наталья Раденская
Цитаты взяты из книги Б. К. С. Айенгара «Пранаяма. Искусство дыхания»