НАТАЛЬЯ РАДЕНСКАЯ

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА СТИЛЯ КАТХАК.
АДХАР


Многое в направление танца КАТХАК уникально! Например то, что в катхаке существует только ОДНА ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИЯ (в отличие, скажем, от балета) с которой всё начинается, и в которую всё возвращается. Своеобразная «точка сборки». Положение, в котором танцовщик собирает и балансирует свою энергию. Это положение, когда человек стоит в совершенно простой позе. Ноги вместе (не напряжены и не натянуты, с ощущением мягких коленей), а руки собраны перед грудью в идеальную линию, которая соединяет локти, запястья и ладони (позиция aadhaar hast, «адхар», в переводе - базовое положение). Вы смотрите прямо перед собой и одновременно «внутрь себя», освобождаясь от зажимов, ощущая свой позвоночный столб и идеальную вертикаль всего тела, наполняя его своим вниманием.

Если вы делаете эту позицию правильно, то неизбежно будет ощущение наполненности и комфорта, как будто вы заполнили своим телом некую пустоту в пространстве, идеально вписавшись в пазл большой картины. Это очень важно, друзья! Именно эта позиция и ощущение, которое я постаралась описать достаточно образно, задают правильный настрой всем вашим дальнейшим телодвижениям.

Базовые движения танца катхак в разных гхаранах и даже в разных школах одной гхараны отличаются довольно сильно. Поэтому, россияне!, не спешите делить их на «правильные» и «неправильные». В Индии, в каждой деревне есть свой Гуру, который будет отстаивать только свой цветок в этом букете. Поэтому, просто придерживайтесь базовой техники стиля той школы, которую вы для себя выбрали и, желательно, ОДНОЙ ШКОЛЫ! Обучение (я говорю именно об усвоении базовых фундаментальных элементов) по принципу: немножко там, немножко сям, делает ваши движения непонятными, нечистыми и, в итоге, может получиться так, что ваш танец не будет прочитан и оценён по достоинству.
- Наталья Раденская
ВАРИАТИВНОСТЬ ПРАКТИК
Друзья, я часто и от многих слышу, что отработка базы утомляет, что хочется скорее перейти к разучиванию постановок, что не хватает терпения повторять каждый раз одно и то же…
Ну, во-первых, без труда, как говорится….
А во-вторых, не смешите себя и не тешьте надеждой выучить катхак за пару - тройку месяцев. НЕВОЗМОЖНО ТАНЦЕВАТЬ КРАСИВО КАТХАК БЕЗ ОТРАБОТКИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ! Спешка безоговорочно приведёт вас к пародии.

Но, главное то, что бояться базы не нужно, просто поменяйте подход к тому что и как вы делаете. Можно придумать сотни вариаций отработки движений. Попробуйте, например, бить таткар с правой ноги, а движения начните делать с левой руки. Или, делайте таткар на первой скорости, а руки на второй и наоборот. Одна из сложных практик - делать одновременно два разных движения: например, правая рука открывается вверх, другая вперёд. Попробуйте, и вы почувствуете, как в мозгу начнут формироваться новые нейронные связи!

И ещё пример: если в вашей школе соблюдается определённый порядок практики движений, то попробуйте нарушить этот порядок (как мы демонстрируем это на видео ниже).
Объясню подробнее.
И ещё пример: если в вашей школе соблюдается определённый порядок практики движений, то попробуйте нарушить этот порядок (как мы демонстрируем это на видео ниже).
Объясню подробнее.
В нашей школе мы начинаем отрабатывать базовую технику сначала открытием руки вверх, затем вперёд, затем в сторону, назад и так далее. Я попросила одну девушку (Аллу) делать движения в обычном порядке, а вторую (Оксану) начать базу со второго движения, то есть с открытия руки вперёд и дальше продолжить по порядку. И обнаружилось, что подобные эксперименты складываются чуть ли не в готовую хореографию! Посмотрите, как узорно может выглядеть практика простых базовых движений.

Practise of basic movements in KATHAK style
Если вы подойдёте к делу творчески, то поймёте, что в простоте стиля катхак заложена его гениальность. Вы можете, не ломая формы, не выходя за грань традиционных условностей, создавать что-то новое, что-то своё! Просто проявите фантазию, бережно экспериментируйте, и катхак раскроется внутри вас. А именно в этом и состоит весь смысл.

Автор: Наталья Раденская